Мерчендайзинг

Экспертиза и внедрение

С “Гиппо” все по плану

Острое актуальное интервью с Екатериной БОГАЧЕВОЙ, в недавнем прошлом заместителем исполнительного директора по маркетингу ИП “Белвиллесден” — предприятия, с завидным упорством продолжающего строить гипермаркет “Гиппо”.

 

— Гипермаркет “Гиппо” компании “Белвиллесден”, который должен был официально открыться полгода назад, до сих пор не может достроиться, разобраться с поставщиками, единым оператором, логистикой и т.д.

— Во-первых, никаких официальных заявлений об открытии из “БВД” никогда не было. Даже я, работая там, всегда сообщала прессе, что мы пригласим на открытие и за месяц организуем пресс-конференцию и ответим на все вопросы. То, что кто-то из сотрудников мнил себя представителем “БВД” и делал “официальные заявления”… Зачастую такого рода новости руководство предприятия узнавало из газет. Может, кто-то хотел желаемое выдать за действительное…

Кстати, часто так называемые даты звучали из уст чиновников, которые, в принципе, не были в курсе данного вопроса. На самом деле любой человек, мало-мальски связанный со стройкой в своей жизни, не может заявить, что открытие предприятия через месяц. И это происходило, когда еще коробка здания не была завершена. Не говоря уже о сроках наладки торгового и технологического оборудования (ведь в гипермаркетах всегда есть собственное производство)

— За последний месяц с данного предприятия ушел отдел маркетинга в полном составе. Затем был уволен директор службы закупок и поставок (за неделю до своего увольнения немало поспособствовавший уходу маркетологов). Попутно ушли ведущие программисты, начальник отдела кадров, начальник отдела логистики, директор по строительству открывающегося предприятия. Итого: около 20 наиболее высоко оплачиваемых сотрудников. В чем дело-то?

— Личные конфликты на работе, разруливанием которых некогда заниматься высшему руководству из-за высоких темпов работы, погубили многие команды. Это почти все, что можно сказать по данному вопросу. К чести и счастью “БВС” могу сказать, что сейчас коммерческий отдел — сердце предприятия — возглавляет очень перспективный молодой человек с хорошим опытом работы в розничной торговле. И я уверена, это по достоинству быстро оценят поставщики, партнеры, клиенты и новые сотрудники “БелВиллесдена”, у которых не складывались отношения с предыдущей командой.

— Строительство данного гипермаркета Минска курируется республиканскими и городскими властями. В чем причина возникших непредвиденных проблем, чего стоит опасаться другим первопроходцам по тропам белорусских гипемаркетов?

— Единственная проблема, которая вообще возникает у тех, кто привозит западные технологии, состоит в одном: то, что соответствует европейским нормам, не соответствует нашим. На урегулирование вопросов с нормами уходит гораздо больше времени, чем на строительство. И чем крупнее объект, тем дольше это длится. Приведу такой пример. Не так давно я лично была связана с частным строительством. Так вот у меня ушло 1,5 года на получение разрешительной документации и 6 месяцев на непосредственное возведение здания с внутренней отделкой. И это при том, что я наняла команду помощников, мы работали по разрешительной документации каждый день. Впечатляет? А теперь представьте себе объект с шикарным западным проектом, сделанным по европейским нормам европейской командой архитекторов и инженеров (не соответствующим, естественно, белорусским нормам) на 13 000 м2.

— Как выйти из сложившегося кризиса представителям достославного “Белвиллесдена”?

— Я не вижу кризиса, все идет по плану. Документация выдается, стройка ведется, работы ведутся — параллельно, что обычно для Беларуси. Официальные сроки сдачи объекта пока не объявлены.

— Кадровые проблемы в розничной торговле Беларуси. В чем, на примере того же “Гиппо”, Вы видите их основные “загогулины”?

— Основная проблема одна. Нет собственных кадров с опытом работы. Сетевые магазины только начинают свое становление, специалисты из соседних государств, той же России или Европы (Польши и Литвы), стоят таких денег, которые невозможно платить из-за маленькой рентабельности местного ритейла. Но эта проблема скоро решится сама собой. Крупные ритейловые компании скоро наберут низкооплачиваемых специалистов, научат, дадут практику и станут кузницей кадров для новых, пусть небольших компаний, которые будут готовы платить больше. За опыт. Так было в любой стране, в которой только начиналась гонка сетевых магазинов. Результаты этой гонки в области кадрового вопроса уже есть. Сеть универсамов “Рублевский”, например, уже активно теряет кадры. Пусть с маленьким опытом работы, но все-таки уже с опытом работы в сети.

— Маркетинг в Беларуси. Можно ли свободно, без иронии говорить о таком понятии? Если да, то что, на Ваш взгляд, у нас организовано разумнее: розничная торговля, производство, общепит?

— Уже можно. Розница развита действительно меньше всего, но она активно развивается. Сегодня найти и купить объект под магазин крайне тяжело, спрос превышает предложение в несколько раз. А если так бурно развивается отрасль, то и маркетинг в этой отрасли также развивается. У общепита тоже есть свои проблемы, но это не мешает открывать новые рестораны и кафе, многие из которых очень даже достойные. Что касается производства, то оно пока развито больше всего, т.к. именно на него были направлены умы луших маркетологов — посмотрите на селедочку от “Санты Бремор”, мороженое от “Морозпродукта” (“Гоша”), кофе, конфеты, макароны, пельмени, вина местного производства — все развивается.

— Насколько реальна цифра в 12 гипермаркетов для Минска, озвученная на самых разных уровнях? Не означает ли это, что тему сознательно пиарят, облагораживают земельные участки, чтобы потом их перепродать в перспективе? (Во всяком случае, такие слухи есть.)

— Реальна. Посмотрите на Вильнюс. 400 тысяч жителей (это не 1,7 млн. как в Минске), и гипермаркетов там гораздо больше 12. Другое дело, что с открытием гипермаркетов закрываются рынки, т.к. покупатели голосуют кошельком за более перспективную форму торговли.

— Почему Вы и ваши коллеги все же ушли с такого перспективного места, как “Белвиллесден” с его “Гиппо”?

— У каждого уходящего свои причины. Кто-то устал ждать открытия и нашел новую работу, кто-то нашел более высокооплачиваемое предложение, кто-то работу по специальности, кто-то повышение. В общем, все как всегда и везде. Лично я перешла работать на себя. Я открываю Академию мерчендайзинга в Москве с филиалом в Минске. В этой отрасли пока нет конкуренции и нет специалистов, поэтому будем закрывать ниши. Обучение, консультирование по розничной торговле — планировка, организация торговли, освещение, дизайн, торговое оборудование, выкладка — вот чем я теперь занимаюсь глубоко и профессионально. Правда, к сожалению, пока мой основной коммерческий интерес находится за пределами Беларуси.

Беседовал Александр НОВИКОВ

© merchandising.by, 2002-2007  SoftConveyer® разработка сайтов