Мерчендайзинг

Экспертиза и внедрение

ОСВЕЩЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРОДАЕТ

При создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их

 

Идея написать такую статью родилась после неудачной попытки порекомендовать что-то почитать по освещению людям, которые открывают собственные магазины. Я столкнулась с тем, что такого рода информация относится к категории дорогого “Lighting consulting”, который просто себе не могут позволить владельцы мелких магазинов. Для многих из них 4-5 тысяч долларов на освещение магазина польскими светильниками становятся труднодоступной суммой. (Не говоря уже о тысячах долларов за проект профессионального освещения магазина.)

В данной статье описаны основы построения профессионального освещения магазина, которое будет работать на увеличение продаж и поможет сэкономить деньги.

Екатерина БОГАЧЕВА, профессиональный консультант, владелица сайта www.merchandizing.by

 

Техническая информация

Как известно, освещенность измеряется в люксах, 1 Lux = 1 Lm (люмен) / 1 м2. Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков. Чтобы представить, как выглядят характеристики освещения, приведу пример: для нормальной работы в офисе освещенность на столе с включенными лампами дневного света должна быть примерно 500-700 Lux.

 

Пример

Сетевые гиганты розничной торговли, такие как “Metro”, требуют от проектировщиков 1000 Lux, “Tesco” — 750 Lux, “Carrefour” — порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.

 

Общий уровень освещенности торгового зала

При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас в 30-40%.

Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается именно на 30-40%. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения, но также оно по-разному отражает свет, часто вызывая ухудшение уровня освещенности.

Кроме достижения необходимого уровня освещенности, важно также учитывать психологические аспекты освещения. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

1. Интенсивность освещения (уровень освещенности);

2. Цветовая температура света, которая выражается в градусах Кельвина.

При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Уровень освещенности для комфорта и безопасности человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения: в пасмурный день на улице — 2000 Lux, в солнечный день — до 10 000 Lux.

Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

 

Гипермаркет, супермаркет

Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов, является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение — нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе такие светильники называют колокольчиками.)

Их использование дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, но страдает равномерность освещения. При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра — красный, желтый, оранжевый.

Также очень важно не забывать о там важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность.

 

Пример

В Минске есть магазин “Евроопт” по улице Калиновского. Достаточно крупный магазин, который освещен лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления, эти лампы выделяют еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Можно поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, и избавиться от жары и сократить энергопотребление в 5 раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами, например, могут быть компактные люминесцентные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета.

 

Особенности освещения различных групп продуктов питания

Хлеб, кондитерские изделия

С одной стороны, рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). С другой — такие лампы потребляют слишком много энергии. Поэтому владельцы магазинов часто заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальными натриевыми лампами (White SON) c цветовой температурой 2500 К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом. Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.

 

Пример

В Минске есть кондитерская-кафе “Салодкi фальварак”. Это — великолепный пример того, как с помощью интерьера можно испортить всю атмосферу: зеленые стены отбрасывают на всю сладкую продукцию изумрудно-зеленый тон. К тому же там просто темно.

 

Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба

Здесь важно подчеркнуть свежесть, хорошую охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 — 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше) для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок.

 

Мясной и колбасный отделы

Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76-79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп ограничено в Европе. Считается, что они могут ввести в заблуждение покупателей. (Однако на минских продовольственных рынках они активно используются.) Такие лампы используются сугубо внутри витрин. Поэтому рекомендуется над витриной, в месте непосредственной передачи товара покупателю, применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи.

 

Пример

Необходимость правильного освещения могут оценить покупатели минского универсама “Юбилейный-92”. В этом магазине в колбасной витрине установлены лампы 76 спектра, а над прилавком — стандартные люминесцентные лампы. Как это в итоге отражается на покупателе? Он видит великолепную, розовую, свежую колбасу в витрине, а при получении — гораздо менее привлекательный кусок серых тонов. Вот вам налицо эффект обманутой надежды.

 

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

Данные отделы принято освещать светильниками типа колокольчик или направленными прожекторами с металло-галогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. (У производителя “Philips” это тип CDM, а у производителя “Osram” — тип HQC.) Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высокой интенсивностью света. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми.

Данные лампы также применяют для освещения живых цветов. Близкий к солнечному спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий. В то же время цветы нельзя освещать лампами накаливания — они от этого погибают. А также не рекомендуется подсвечивать их стандартными металло-галогенными (от этого они плохо выглядят).

 

Отдел спиртных напитков

Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей для того, чтобы этикетки смотрелись ярко.

Однако это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. И грамотное акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами.

© merchandising.by, 2002-2007  SoftConveyer® разработка сайтов