УХОДЯ ИЗ «ГИППО»

1. Гипермаркет «Гиппо» компании «Белвиллесден», который должен был официально открыться полгода назад, до сих пор не может достроиться, разобраться с поставщиками, единым оператором, логистикой и т.д.

Во-первых, никаких официальных заявлений об открытии из БВД никогда не было. Даже я, работая там, всегда сообщала прессе, что мы пригласим на открытие и за месяц организуем пресс-конференцию и ответим на все вопросы. То, что кто-то из сотрудников мнил себя представителем БВД и делал «официальные заявления» это еще не подписанные директором документы, зачастую о которых само руководство узнавало из газет. Может кто-то хотел желаемое выдать за действительное…

Кстати, часто так называемые даты звучали из уст чиновников, которые в принципе не были в курсе данного вопроса, т.к. любой, кто был связан со стройкой в своей жизни не может заявить, что открытие через месяц, когда еще коробка здания не завершена, не говоря уже о сроках наладки торгового и технологического оборудования (ведь в гипермаркетах всегда есть собственное производство).

За последний месяц с данного предприятия ушел отдел маркетинга в полном составе. Затем был уволен директор службы закупок и поставок (за неделю до увольнения немало поспособствовавший уходу маркетологов). Попутно ушли ведущие программисты, начальник отдела кадров, начальник отдела логистики, директор по строительству открывающегося предприятия. Итого: около 20 наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

Личные конфликты на работе, разруливанием которых некогда заниматься высшему руководству, из-за высоких темпов работы погубили многие команды, но сейчас коммерческий отдел – сердце предприятия – возглавляет очень перспективный молодой человек с хорошим опытом работы в розничной торговле и, я уверена, это по достоинству быстро оценят поставщики, партнеры, клиенты и новые сотрудники БелВиллесдена, у которых не складывались отношения с предыдущей командой.

В то же время строительство данного гипермаркета Минска курируется республиканскими и городскими властями. В чем причина возникших непредвиденных проблем, чего стоит опасаться другим первопроходцам по тропам белорусских гипермаркетов.

Единственная проблема, которая вообще возникает у тех, кто привозит западные технологии сюда в том, что то, что соответствует европейским нормам не соответствует нашим. На урегулирование вопросов с нормами уходит гораздо больше времени, чем на строительство. И чем крупнее объект, тем дольше это длится. Приведу такой пример. Не так давно я лично была связана с частным строительством. Так вот у меня ушло 1,5 года на получение разрешительной документации и 6 месяцев на возведение здания с внутренней отделкой. Это при том, что я наняла команду помощников и мы работали каждый день по разрешительной документации. Впечатляет? А теперь представьте себе объект с шикарным западным проектом, сделанным по европейским нормам европейской командой архитекторов и инженеров (не соответствующим белорусским нормам) на 13 000 квадратных метров…

Как, наконец, выходить из сложившегося кризиса представителям достославного «Белвиллесдена»?

Я не вижу кризиса, все идет по плану. Документация выдается, стройка ведется, работы ведутся параллельно, как обычно в Беларуси. Официальные сроки пока не объявлены.

2. Кадровые проблемы в розничной торговле Беларуси. В чем, на примере того же «Гиппо», Вы видите их основные «загогулины».

Основная проблема – нет собственных кадров в опыт работы. Сетевые магазины только начинают свое становление, специалисты из соседних государств, той же Москвы или уже Европы (Польши и Литвы) стоят таких денег, которые невозможно платить из-за маленькой рентабельности местного ритейла. Но эта проблема скоро решится сама собой. Крупные ритейловые компании скоро наберут низкооплачиваемых специалистов, научат, дадут практику и станут кузницей кадров для более мелких новых компаний, которые будут готовы платить больше за опыт. Так было в любой стране, в которой только начиналась гонка сетевых магазинов. Результаты этой гонки в области кадрового вопроса уже есть. Сеть универсамов «Рублевский» уже активно теряет кадры, пусть с маленьким опытом работы, но все-таки уже «с опытом работы в сети».

3. Маркетинг в Беларуси. Можно ли свободно, без иронии говорить о таком понятии? Если да, то что, на Ваш взгляд, у нас организовано разумнее: розничная торговля, производство, общепит (меня по понятным причинам больше интересуют темы, имеющие отношение к рынку продовольствия).

Уже можно. Розница развита действительно меньше всего, но она активно развивается. Сегодня найти и купить объект под магазин крайне тяжело, спрос превышает предложение в несколько раз. А если так бурно развивается отрасль, то и развивается маркетинг в этой отрасли. У общепита тоже есть свое проблемы, но это не мешает открывать новые рестораны и кафе, многие из которых очень даже достойные, что касается производства, то оно пока развито больше всего, т.к. именно на него были направлены умы лучших маркетологов – посмотрите на селедочку от Санты Бремор, мороженое от Морозпродукт (Гоша), кофе, конфеты, макароны, пельмени, вина местного производства – все развивается…

4. Насколько реальна цифра в 12 гипермаркетов для Минска, озвученная на самых разных уровнях. Не означает ли это, что тему сознательно пиарят, облагораживают земельные участки, чтобы потом их перепродать в перспективе. (Во всяком случае, такие слухи есть).

Реальна. Посмотрите на Вильнюс. 400 тысяч жителей (это не 1,7 млн. как в Минске) и гипермаркетов там гораздо больше 12. Другое дело, что с открытием гипермаркетов закрываются рынки, т.к. покупатели голосуют кошельком за более перспективную форму торговли…

5. Личный вопрос. Почему Вы и ваши коллеги все же ушли с такого перспективного места как «Белвиллесден» с его «Гиппо»?

У каждого уходящего свои причины. Кто-то устал ждать открытия и нашел новую работу, кто-то нашел более высокооплачиваемое предложение, кто-то работу по специальности, кто-то повышение. В общем, все как всегда и везде. Лично я перешла работать на себя. Я открываю Академию мерчандайзинга в Москве с филиалом в Минске. В этой отрасли пока нет конкуренции и нет специалистов, поэтому будем закрывать ниши. Обучение, консультирование по розничной торговле – планировка, организация торговли, освещение, дизайн, торговое оборудование, выкладка – вот чем я теперь занимаюсь глубоко и профессионально. Правда, к сожалению, пока мой основной коммерческий интерес находится за пределами Беларуси…

С уважением, Александр Новиков.

P.S. Чтобы задавать более конкретные вопросы, нужно знать, о чем спрашивать. Я на сегодняшний момент исчерпал свои познания в данной теме. Надеюсь, Катя, Вы найдете время высказать еще несколько важных мыслей, выходящих за рамки моих путаных «пытанняу».

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

По любым интересующим вас вопросам, воспользуйтесь контактной информацией ниже или формой обратной связи.

telegram-c-icon
Телеграм-канал:

https://t.me/merchacademy

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ